[Абу-ль-Фахр Маркус ибн аш-Шейх Абу-ль-Баракат Мавхуб ибн аль-Кунбар; араб. ; Маркус ад-Дарир - Марк Слепец; ] (ок. 30-х гг. XII в., предположительно сел. Сунбат близ Зифты, пров. Гарбия, Египет - 18.02.1208, мон-рь Эль-Кусайр близ Каира), иером., египетский богослов и церковный деятель, выступавший за пересмотр ряда канонических и обрядовых установлений Коптской Церкви, к которой принадлежал изначально, и в поисках поддержки своих реформаторских устремлений перешедший в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви. В научной литературе встречаются др. варианты написания имени (Ибн аль-Канбар, Ибн аль-Кунбур); в настоящее время обычно используется вариант Ибн аль-Кунбар, в пользу которого привел ряд аргументов С. Х. Самир (Samir. 1995. P. 127-130); в современных копт. изданиях иногда употребляется написание без определенного артикля - Ибн Кунбар. Основными источниками сведений о М. и. а.-К. являются сочинения его главного оппонента митр. Михаила Дамиеттского, возглавлявшего епархию, где служил священником М. и. а.-К. (нем. пер.: Graf. 1923. S. 141-180), и подробный рассказ о нем в компилятивном соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель», одним из составителей к-рого был Абу-ль-Макарим (XII-XIII вв.). Их сообщения о М. и. а.-К. ввиду его конфликта с копт. священноначалием и последующего ухода из Коптской Церкви носят негативный характер и требуют критического к себе отношения. В современной коптской историографии М. и. а.-К. также представлен «еретиком» ( ), обвиняемым в учинении смуты среди верующих.
Судя по прозвищу, М. и. а.-К. был слепым, однако неизвестно, с какого времени. По сообщению Михаила Дамиеттского, он был женат, но пожелал принять монашество. Каноническое условие для пострига, предполагающее принятие монашества обоими супругами, оказалось для его жены неприемлемым. Тогда он «тайно выдал свою жену замуж за другого» и, убедив Иоанна, еп. Дамсиса, что она находится в женском мон-ре, был пострижен им в монашество с именем Маркус (Марк), а затем рукоположен во священники. Узнав об этом, патриарх Иоанн V (1146-1166) запретил обоих в служении.
В Патриаршество Иоанна V М. и. а.-К. привлек внимание единоверцев как вдохновенный проповедник. Он обратил в христианство мн. самаритян. В то время, когда егип. христиане использовали в богослужении копт. язык, уже практически вышедший тогда из повседневного обихода, М. и. а.-К. занялся переводом Свящ. Писания с коптского на араб. язык и составлял на арабском аллегорические толкования библейских текстов ( - букв. «толкование толкования»). Найдя неудовлетворительным употреблявшийся тогда Лекционарий, он составил собственный («Указатель», D ). Основой духовной жизни М. и. а.-К. считал покаяние с несением епитимий и регулярное причащение Св. Таин после гласной исповеди духовному отцу, что противоречило распространившейся тогда в Коптской Церкви практике молчаливой исповеди «над кадилом». В числе других нововведений, к которым призывал М. и. а.-К., были: отказ от муж. обрезания и полного бритья головы, запрет браков между двоюродными братьями и сестрами, отмена т. н. поста ниневитян (3-дневный пост за 3 недели до начала Великого поста) и поста Ираклия (дополнительная постная неделя в начале Великого поста), каждение только ладаном (а не сандарком, который употреблялся в копт. церквах). Митр. Михаил Дамиеттский обвинял М. и. а.-К. и в ереси, в частности в распространении ложной триадологии (согласно которой Отец управляет действиями Сына и Св. Духа, а Св. Дух является носителем жен. начала, «матерью» по отношению к Сыну; образ Св. Духа (слово жен. рода в евр. и сир. языках) как «матери» был распространен в раннесирийской традиции - см.: Brock S. The Holy Spirit as Feminine in Early Syriac Literature // After Eve / Ed. J. M. Soskice. L., 1990. P. 73-88) и отрицании причастности праотцев и пророков благодати Св. Духа. Вокруг М. и. а.-К. cложился широкий круг учеников, некоторые в дальнейшем приняли монашество. Их стали называть по имени М. и. а.-К. - канабира, так что можно говорить о существовании в тот период целого течения в егип. монашестве, сформированного под влиянием авторитета М. и. а.-К.
Деятельность М. и. а.-К. вызвала раздоры внутри копт. общины и недовольство со стороны руководства Коптской Церкви. Ее представители обратились с посланием к сиро-яковитскому патриарху Михаилу I (см. Михаил Сириец), который, осудив М. и. а.-К., впрочем, высказался в пользу устной исповеди (Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 2. Col. 573-576). Преемник Иоанна V Марк III (1166-1189) по просьбе епископов Н. Египта сначала увещевал М. и. а.-К. в письмах, а затем вызвал его в Каир и созвал в своей резиденции при ц. Эль-Муаллака Собор для рассмотрения его дела. В нач. 1174 г. М. и. а.-К. был сослан в мон-рь св. Антония и, страдая от тяжелых условий содержания, обратился к патриарху с просьбой снять прещение. После принесения клятвы на мощах прп. Антония М. и. а.-К. был отпущен в свою епархию при условии, что не возобновит прежнюю деятельность. Однако, вернувшись, он стал еще более активно распространять свое учение, приобретя на территории всего Н. Египта вплоть до Кальюба (юг дельты Нила) ок. 5 тыс. последователей; многие из них делали пожертвования в общину. После новых безрезультатных попыток увещевать М. и. а.-К. патриарх предписал всем нижнеегипетским епископам прислать персональные отчеты о его противозаконной деятельности, из-за к-рой он заслуживал отлучения. Тогда М. и. а.-К. обратился к султану Салах-ад-Дину с просьбой устроить разбирательство в присутствии патриарха. Везир аль-Кавди аль-Фадиль (Абу Али Абд ар-Рахман аль-Лахми аль-Аскалани) в ответном письме вынес рассмотрение дела на внутренний суд коптской общины, подчеркнув, что если М. и. а.-К. будет ею отвергнут, он должен будет принять ислам (текст письма: The Churches and Monasteries. 1895. P. 26-27). Тогда М. и. а.-К. снова прибыл в Каир и добился прощения патриарха, но по возвращении возобновил проповедь, включив в нее ряд новых обрядовых предписаний.
Конфликт с коптскими иерархами побудил М. и. а.-К перейти к мелькитам, т. е. в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви. В то время православные в Дамиетте были довольно многочисленны и даже имели своего архиерея. Многое, к чему призывал М. и. а.-К., соответствовало их практике. Присоединившись к православным, М. и. а.-К. принял догмат о двух природах во Христе (и соответственно двоеперстие вместо единоперстия) и признал все 7 Вселенских Соборов (а не только первые 3, как копты). Вместе с группой мелькитов и присоединившихся к ним коптов М. и. а.-К. отправился в Кальюб, но местные чиновники-копты донесли на них вали, и тот подверг их заключению, принудив выплатить джизью и навсегда покинуть город. После этого М. и. а.-К. посетил в Александрии православного патриарха (вероятно, Марка III) и заручился его поддержкой. Однако практической выгоды М. и. а.-К. это покровительство не принесло, что продемонстрировал происшедший летом 1186 г. инцидент. М. и. а.-К. в присутствии копт. митрополита Сунбата попросил у посещавшего нильскую дельту мелькитского патриарха предоставить ему церковь в Сунбате. Митрополит Сунбата дал понять, что вопрос М. и. а.-К. не относится к канонической юрисдикции мелькитской Церкви, патриарх же хранил молчание, не желая обострять отношения с коптами. В ходе последовавшего спора митрополит ударил М. и. а.-К. и сорвал с него головной убор. Разочаровавшись в поддержке мелькитов, М. и. а.-К. безуспешно попытался вернуться в Коптскую Церковь. Узнав о переговорах М. и. а.-К. с копт. иерархами, правосл. патриарх сослал его в мон-рь Эль-Кусайр. Коптский историк Бутрос ибн ар-Рахиб (XIII в.) подтверждает эту версию смены конфессий М. и. а.-К (cм. позднейший компендиум на основе его хроники: Petrus ibn Rahib. Chronicon Orientale / Ed. L. Cheikho. Beruti, 1903. Vol. 1. P. 140. (CSCO; 45. Arab.; 1)). Согласно же мусульм. историку аль-Макризи (ум. в 1442), М. и. а.-К. вместе со своими последователями перешел к мелькитам, затем вернулся к яковитам (коптам), после чего опять попытался перейти к мелькитам, однако те его уже не приняли. Как предположил Самир, аль-Макризи, вероятно, принял версию Ибн ар-Рахиба, при этом сделав вставку, поменявшую смысл изначальной фразы. Последние 20 лет жизни М. и. а.-К. провел в мон-ре Эль-Кусайр, занимаясь адм. деятельностью. Он имел владения в Сунбате и основал здесь 2 монастыря - мужской и женский. Несмотря на негативное отношение церковных властей к М. и. а.-К., проповедуемые им идеи получили распространение в Коптской Церкви как при его жизни, так и в первые десятилетия после его смерти. Мнение о том, что исповедь должна быть гласной, впосл. возобладало в Коптской Церкви.
Одним из основных трудов М. и. а.-К. являются его комментарии к Пятикнижию (к первым 3 книгам сохранились целиком, к Числам и Второзаконию - во фрагментах), составленные, очевидно, после его перехода в Православие. Несмотря на критику М. и. а.-К. со стороны современников-коптов, его комментарии широко использовались егип. христианами, но часто анонимно либо с псевдоатрибуцией свт. Кириллу Александрийскому или прп. Ефрему Сирину. Авторство М. и. а.-К. было установлено благодаря анализу комментариев, изобилующих идеями, к-рые он развивал в своих проповедях (напр., рассказ о Ноевом ковчеге интерпретируется как указание на необходимость иметь духовного наставника). Исследователи выделяют 4 различные по размеру редакции комментариев (по крайней мере для кн. Бытие): пространную (впосл. получила известность также у сиро-яковитов и маронитов, в т. ч. в ряде рукописей XV в. на каршуни; в 1982-1984 издана под авторством прп. Ефрема Сирина в Каслике, Ливан), среднюю (была наиболее распространена в коптской среде, рукописи XIII-XIV вв.), краткую (изд. в Каире в 1895; электронное переиздание: Бонн, 2011) и сжатую (собрание глосс; рукописи XIII-XIV вв.). Также сохранился трактат М. и. а.-К.- «Книга учителя и ученика» (K ) в форме 8 вопросоответов апологетической направленности на темы, связанные с догматикой и евангельской экзегезой (оглавление см.: Zanetti. 1983. P. 430-433; существует неполное некритическое каирское издание под авторством Севира ибн аль-Мукаффы). Лишь по названиям известны трактат «Десять глав» и «Сборник того, к чему [постоянно] обращаются» (A - имеются в виду либо некие важные положения, которыми руководствуются при решении возникающих вопросов, либо сами эти вопросы).